Страница обновлена 14.04.2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 78»

Страница обновлена 14.04.2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 78»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты.


ФГОС. Родителям о Стандартах второго поколения. Чему и как будут теперь учить в школе?

Сегодня этот вопрос волнует всех родителей. Тревоги родителей понятны. Отсутствие у школьника умения учиться и неспособность его быть субъектом собственной учебной деятельности – проблема сегодняшнего дня.

ФГОС . Что это такое? Это новый федеральный образовательный стандарт. Что такое стандарт? Это выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования. Этот документ, как и все официальные документы, излагается в научном стиле, что осложняет его понимание. Поэтому мы хотим помочь вам разобраться в таких понятиях образовательной политики, как стандарт, его составляющие и т.д. 

И здесь без истории образования не обойтись. Во времена советской власти основные задачи и пути совершенствования всех звеньев системы народного образования определялись в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (от 19.07.1973г), т.е. существовал единый государственный заказ, единые программы и единые задачи образования. На смену этому документу издается «Закон об образовании» (1992г.), который провозглашает автономию образовательных учреждений. И тогда одним из существенных изменений в деятельности образования становится развитие вариативности образовательных программ. Это способствовало возможности выбора учащимся уровня и вида образования и большой ориентации образования на требования рынка.

Образовательная система непрерывно движется, развивается, превращаясь в инновационную систему. Принципиальное отличие новых ФГОС от стандартов 2004 заключается в том, что цель обучения – не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. Овладение этими действиями позволит учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения на основе формирования умения учиться, так как универсальные действия порождают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Это значит, что базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

Сегодня родители часто спрашивают: «По какой программе будет заниматься ребенок, насколько эта программа хороша?» С образовательной программой нашей школы может ознакомиться каждый из родителей (законных представителей). Содержание и организация образовательного процесса  направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и определен «портрет» выпускника начальной  и основной школы, в котором четко прописаны направления воспитания. 

Одним из новшеств стандарта следует считать появление в учебном плане школы внеурочной деятельности. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Внеурочная деятельность в школе организуется по всем направлениям развития деятельности, предусмотренным в ФГОС.

Так чему же и как будут учиться наши школьники? Они будут учиться жить: и на уроке, радуя друг друга полезным общением в творческом поиске решения учебных проблем и задач, и в окружающем мире, осознавая ценность не только знания, но и взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания, добра.


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ