Вспомним школьные годы
Из воспоминаний Кокуевой К.А.
В 1977 году я пришла работать в школу № 78 и проработала в ней 34 года. Сколько прекрасных учителей встретилось мне на этом тернистом пути.
Прежде всего хочется сказать о директоре школы Московском Н.М. Отличный организатор, принципиальный, требовательный, но в тоже время справедливый человек. Всей душой болел за свою школу.
С благодарностью вспоминаю и завуча школы Аввакумова А.А., умнейшую женщину, строгую, любившую во всем порядок.
В школе работала отличный математик, В.К. Полетаева. Какие прочные знания давала она своим ученикам. Родители моих учеников частенько вспоминают ее и благодарят за профессионализм. Однажды я попросилась к ней на урок. Зачем? Ведь я работаю в начальных классах, но мои ученики пойдут учиться в 5-ы класс, и мне было интересно посмотреть на то, как она строит свой урок, какие методы и приемы использует.
У таких учителей и надо учиться, перенимать все хорошее. Ведь это золотой фонд школы. И действительно, посетив урок у Валентины Константиновны, я многое взяла себе на заметку и в дальнейшем применяла на своих уроках.
Часто вспоминаю Цивину Л.А., учительницу русского языка. Интеллигентная женщина, прекрасно знающая свой предмет. Посещая ее уроки, я всегда поражалась, какой огромный материал она успевала повторить и закрепить на протяжении всего урока.
Встает перед глазами Нижникова С.И. Статная, красивая, с украинским говорком. Немало прекрасных учеников выпустила она. В последние годы работала с ребятами из коррекционного класса. Трудные дети, большинство из неблагополучных семей. Но и здесь она относилась к своей работе добросовестно, и ребята любили ее. Недаром ее ученик Вилли сказал: «Вот вырасту и построю Вам большой отдельный дом».
Да разве всех учителей, работавших в этой школе, перечислишь? Очень жаль, что многие из них ушли в мир иной, но они навсегда останутся в памяти своих учеников.
Вспоминаю с благодарностью родителей своих учеников. Огромную помощь оказывали они мне в воспитании наших ребят. Всегда готовы были прийти на помощь учителю. Ходили в походы с ночлегом в деревне, где жили их бабушки, в выходные катались на лыжах, посещали трудные семьи на дому. Чтобы я ни предложила, они принимали это как должное. Конечно, я не могу утверждать, что все родители без исключения принимали участие в жизни класса, но инициативная группа была всегда в каждом выпуске. Какие интересные внеурочные мероприятия мы проводили. Всплывают в памяти те, которые особенно запомнились.
1980 год – война в Афганистане. Она не обошла стороной и молодых ребят с Липовой горы. Это Олег Вершинин (был ранен в бою), Андрей Коровкин. Им посчастливилось вернуться домой. А вот матери Рощина Юрия не пришлось встретить и обнять своего сына, он погиб.
Проводим вечер, посвященный воинам-афганцам. Была проделана большая подготовительная работа, в которой принимали участие и учителя, и дети, и родители. Четко продумали план проведения этого вечера. Зал был полон, билеты платные. В коридоре организовали ярмарку.
Благодарна родителям. Сколько же интересных и полезных изделий было приготовлено их руками. Все было распродано очень быстро. Отец Сутягиной Алены приготовил фотовыставку об Афганистане. Он там работал несколько лет, был и во время войны. Дети приготовили концерт под руководством учителя музыки Хитровой С.И. Когда звучала песня «Малиновый звон» на глазах у многих выступили слезы. Через военкомат (помог папа Димы Базанова) на вечер был приглашен Петряев Сергей, участник афганской войны, который под аккомпанемент гитары исполнил свои песни о подвигах наших ребят его друзей в этой войне. Его долго не отпускали со сцены.
Все собранные деньги были израсходованы на добрые дела. Были приобретены канцелярские товары для детей интерната с пос. Багряники Даниловского района. Там работала моя ученица Кузнецова Катя. При встрече со мной она рассказала При встрече со мной она рассказала чего не хватает для работы с детьми. Было куплено пальто для Леши Холенкова в бывшем магазине «Детский мир» на Липовой горе. Этот мальчик из многодетной семьи. Все это покупалось вместе с детьми. Лёша сам выбирал пальто. Купили набор кукол для кукольного театра.
Ребята получили урок доброты, готовность прийти на помощь нуждающимся, испытали гордость за молодых ребят, исполнивших свой интернациональный долг.
Все эти годы в школе работал кружок кукольного театра. Ребята участвовали в районных и городских смотрах и завоевывали призовые места. Школа держала тесную связь с детскими садами № 242, 119. Показав свои спектакли в школе, мы спешили к детям в детские сады. Те всегда нас ждали прильнув к окнам. На базе моего класса прекрасный учитель музыки Скупнов А. организовал ансамбль русской песни. Родители сшили девочкам сарафан в русском стиле. Все их песни были исполнены после спектаклей кукольного театра. На этот концерт собирался весь работающий персонал детского сада.
Как не вспомнить летний трудовой лагерь (ЛТО) в Ростовском районе. Тут уж включается в работу энергичная женщина Ронзина Л.М., завуч школы. Там работали все без исключения учителя, неважно в каких классах они преподавали. Ребята с удовольствием ездили туда. Труд в лагере сочетался с отдыхом.
Ребята всегда вспоминают концерт, подготовленный силами учителей. Здесь не обошлось без фантазерки и выдумщицы Шваргиной Т.А. А каков был Кощей Бессмертный, роль которого в сказке исполнял Васильев А.Г., он же придумал и костюм. Прозвучали частушки о жизни детей в лагере. Какая же интересная и насыщенная была жизнь в моё (или в то) время.
Воспоминания Широковой Галины Павловны о школе.
В 1962 году на строительной площадке над небольшими частными домиками и сарайчиками выросло кирпичное трехэтажное здание, получившее название средней ощеобразовательной школы № 78.
Впечатляло все в новом типовом проекте школьного здания: вестибюль, коридоры, широкие лестницы, количество классных комнат, зал-столовая, библиотека.
Чтобы все это заработало, надо оборудовать. Для этого были вызваны из отпусков первые учителя новой школы, которые спешно чистили, отмывали здание, разносили по этажам и классам тяжелую школьную мебель.
И 1 сентября школа-новостройка приняла своих первых учеников 65, 22, 73 школ, охватив район Прибрежного, Нефтебазы и Дядькова.
Хозяевами 3 этажа стали дети начальных классов, а их первыми учителями Краснова Н.Г.,
Романова К.Н., Бурых К.П., Глазырина З.Н., Селюткина Л.П., Пысина П.П., Давыдова Н.А. И многие другие. Их уже нет, но память о них, вероятно, осталась в сердцах учеников.
Несколько позже вошли в педколлектив и остались в нем на долгие годы такие учителя, как Зарубина Н.А., Волончунас Г.Г., Тарелкина А.В., Кокуева К.А., Аниськина М.Е., Казакова Т.Д.., Волкова Г.А. и другие.
Школе, видимо, повезло в кадровом составе учителей начальных классов, упомянутых и неупомянутых. Это люди, знающие свое дело, добросовестные и добропорядочные. В их коллективе царит здоровый дух соревнования, взаимовыручка. Именно начальные классы давали и, мне думается, дают наибольшее количество обучающихся на 4-5. Именно перед начальными классами ставилась задача стать базой среднего образования. С этой точки зрения оценивался труд учителя.
Было тяжело. Школа работала в полные 2 смены, с 8 утра до 18.30 вечера. Не хватало классных комнат, поэтому были классы-пересменки, начинавшие работать между сменами в освободившихся кабинетах. Не хватало посадочных мест, потому что количество учащихся во многих классах доходило до 42-43 человек, а общее количество учащихся по школе до 1200 и более в некоторые годы.
Школа выпускала по 3 или 4, а были годы и по 5 десятых классов. Численность учащихся среднего звена достигала по классам 37-38 человек.
Кроме того, в здании школы работала еще вечерняя школа, что создавало трудности в налаживании полноценной внеклассной и кружковой работы с детьми.
Надо было создать единый педагогический коллектив, единый ученический коллектив, разработать и внедрить в жизнь школы единый режим работы, единые требования, правила поведения, то есть создать устав школы. Сколько надо было сделать! А главное — организовать результативный учебно-воспитательный процесс.
Московский Н.М., первый директор школы 78, справился. Он был не только учителем физики, прекрасным организатором, требовательным руководителем, но и инициатором изучения передового опыта, например, работ Сухомлинского, математика Шаталина, Макаренко и других.
Его помощникасми стали завучи Аввакумова А.А., Широкова Г.П., Каманов В.А., завуч по производственному обучению, вновь созданный в школе местком, партийная и комсомольская организации.
Аввакумова А.А. – опытный завуч, уважаемый человек в коллективе, умный педагог.
В администрации царило взаимопонимание, взаимоуважение и деловая обстановка. Все вместе решали одни и те же учебно-воспитательные задачи.
К сожалению, невозможно (по количеству) перечислить всех учителей, которые своими знаниями, своим трудом создавали «лицо» школы 78, осуществляя учебно-воспитательный процесс.
Вот фамилии некоторых из них. Безрукова Н.Т., Максимова Л.Е., Цывина Л.Н. – русский язык, литература; Киселев В.А., Кочигина Н.А., Гадаева Н.М., Смирнова Н.В. – математика; аввуакумова А.А., позже Харлова М.В. – химия; Глазырин С.Т., позже Тюрина Е.Н., Железов А.Н. – физика, Ронжина Т.Ф., Кузякова М.А. – биология; Киселева А.Я., Воронко Л., позже Пеньков В.Г. – география, Кожевникова А.И., Крюкова В.К. – история; Пучков М.П., Сидорова Н.И., Скупнова В.П., позже Градусова Т.Е. – иностранный язык; Гирин Б.В., Колесов — физкультура; Янкойц В.А., Савинов В.В., Железова Ф.А. – труд; Бабкин В.Н. – черчение; Зубков — военное дело; Беляева Л.И., позже Мужчинина Н.Н. – библиотека; Голикова З., Волощенко Е.В., Ковалева Т.И. – пионерские и комсомольские вожатые.
Молодые педагоги вносили в коллектив свою струю, перенимали опыт старших и становились прекрасными учителями и руководителями. Например. Булгакова Н.С., Епишина Ф.Л., Гарина Г.Ю., Хвостова В.А. И многие-многие другие. (продолжение следует)
Воспоминания Широковой Галины Павловны о школе. (продолжение)
Школа работала над вопрососм укрепления связи обучения и воспитания на уроке и вне уроков. Большую часть времени урока должно занять объяснение учителя и закрепление нового материала. Предусматривалось воспитание культуры труда, речи, духовного развития детей средствами предметов. Реализовывались межпредметные связи. С целью повышения культуры письменной и устной речи учащихся были разработаны словари трудных общеупотребительных слов и предметных терминов, над которыми работали учителя всех предметов на уроках. Уделялось внимание работе с книгой, учебником на уроке. Фронтальная работа на уроке не должна была заменить монологическую речь ученика. Использование ТСО на уроках, учебных фильмов из городской фильмотеки, детских передач по радио и телевидению, экскурсий в природу, коллективных просмотров спектаклей в театре им. Ф.Г. Волкова позволяло учителям активизировать процесс обучения, расширять кругозор учащихся, возможность давать новые, необычные творческие задания, контрольные работы. Продолжением учебной работы стала внеклассная. Это предметные кружки, спортивные секции, занятия хора, работа которых выливалась в творческие, очень интересные, вечера для учащихся, тематические линейки. Школьные радиопередачи. Политинформации, физзарядки всех учащихся перед началом уроков, спортивные соревнования. Выставки творческих работ и поделок учащихся, школьные ярмарки, КВНы.
Формирование коммунистического мировоззрения у учащихся средствами учебных предметов продолжалось в работе поинерской и комсомольской организаций школы на примерах жизни В.И. Ленина, жизни замечательных людей. Героических страницах истории нашего государства. Тогда-то, с детства, вероятно, зарождалась идейно-нравственная убежденность. А вбудущем вырастали активисты, хозяйственники. Общественники. Люди. Идейно стойкие. Любящие свой народ. Свою страну, готовые к трудовому и боевому подвигу.
На высоте в школе было преподавание военного дела (учитель Зубков Н.В.). Среди юношей было престижно поступать в военное училище. На районных и городских соревнованиях ребята завоевывали личные и командные первые места, принося школе награды и известность. На территории школы работал тир, где тренировались школьная и заводская команды.
Для повышения успеваемости слабых учащихся какое-то время практиковалось выполнение домашних заданий этими детьми под руководством дежурного учителя. Работал учком. Руководила ученица 10 класса Зайцева Галя. А в цеха радиозавода периодически доставлялись «Молнии», где сообщалось родителям об успехах детей. Работал под руководством старшеклассников школьный радиоузел, освещавший классные события.
Постепенно создавались свои школьные обычаи, становившиеся традициями. К примеру, день встречи выпускников в феврале-месяце — это традиция с давних пор.
Выпускники школы неплохо поступали в ВУЗы и техникумы. Директор Московский Н.М. Стал уважаемым человеком в райне и городе, а школа на хорошем счету. И все это заслуга педколлектива, который жил и работал в свое время, 60-80-е годы. Сначала школа была десятилетка, затем одиннадцатилетка, затем снова десятилетка. Неполное среднее образование получали 8-е классы, затем 9-е классы. Производственное обучение старшеклассников было в школьных мастерских, прекрасно оборудованных радиозаводом. Для преподавания привлекались и специалисты радиозавода. Потом старшеклассники были переведены для обучения в учебно-производственный комбинат, директором которого стал завуч Каманов В.А.
Сначала была классная система, а потом введена кабинетная система. Туго шло оформление кабинетов, их не хватало для предметного преподавания. Начальная школа была с 1 — 4 класс. Потом с 1 — 3 класса.
Изменялись программы, количество часов по учебным предметам, появились факультативы. То усложнялось, ослаблялось ведение школьной документации.
За 20 лет многое изменилось, но одно оставалось неименным — дать детям крепкие знания и воспитать достойного человека, который. Говоря словами Герцена-демократа, «…должен развиться в мир всеобщего…»
В этом роль имела библиотека, обзоры книг, беседы по прочитанным книгам, библиотечные уроки. Книжные выставки, утренники — не весь перечень работы школьной библиотеки.
С первого дня велась «История школы № 78». Потом работа эта заглохла, а возобновила ее организатор по внеклассной работе Борголышкинская Н.А.
Конечно же, не все было безоблачно. Были «трудные» семьи, «трудные» ученики. Ленивые, недисциплинированные. Были такие, кто состоял на школьном особом учете и на учете в ИДН.
Индивидуальная работа приносила пользу. Дети с ослабленным здоровьем получали бесплатное молоко, бесплатные завтраки. Этим ведала медсестра школы Молочникова К.А.
Гордость вызывает то, что в педколлектив возвращаются преподавателями бывшие ученики школы, а руководителями — свои педагоги.
Московский Н.М. передал школу второму директору — Тенюшовой Е.В., нашей бывшей выпускнице.
Тенюшова Е.В. — Дмитриевой Е.В., бывшей выпускнице и педагогу.
Успешной всем работы!