Страница обновлена 10.01.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 78»

Страница обновлена 10.01.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 78»

Социально-психологическая служба



О службе

Социально-психологическое сопровождение обучающихся направленно на создание комфортных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

С введением ФГОС нового поколения основным приоритетом в работе СППС становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации, как основной образовательной программы, так и адаптированной образовательной программы, появляется необходимость содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Целью работы социально-психологической службы является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса через полноценное развитие человека на всех этапах онтогенеза, а также духовно-нравственное развитие личности. Основные направления деятельности социально-психологической службы включают эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса, интеграцию в образовательном пространстве на всех ступенях образования.

Исходя из целей, определены задачи психологического сопровождения:

  1. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала обучающихся и преподавателей;
  2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психологического, психического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения;
  3. Содействие полноценному личностному и профессиональному развитию учащихся;
  4. Обеспечение индивидуального подхода к разрешению проблем обучающихся в образовательном процессе;
  5. Оказание помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ в выстраивании индивидуального образовательно маршрута, а также комплексное сопровождение специалистами службы;
  6. Осуществление консультативно-просветительской деятельности, направленной на развитие профессиональной компетентности учителей и профилактику профессионального выгорания педагогического коллектива.

Учитывая цели и задачи социально-психологической службы работа специалистов ведется в соответствии с ФГОС по следующим направлениям:

  1. Психолого-педагогическое, логопедическое, дефектологическое, социально-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
  2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации);
  3. Психологическое, логопедическое, дефектологическое, социально-педагогическое консультирование субъектов образовательного процесса;
  4. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
  5. Психологическая, логопедическая и дефектологическая диагностика обучающихся;
  6. Психологическое и социально-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  7. Психологическая и социально-педагогическая профилактика, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания.

--К содержанию--


Дефектологическое сопровождение

Учитель-дефектолог. Кто он? Чем занимается?

Такие вопросы часто задают родители. Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику и это дефектология.

Учитель-дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами – это коррекционный педагог. Занятия с учителем-дефектологом необходимы детям, имеющим трудности с усвоением общеобразовательных программ, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра. Согласно рекомендациям специалистов из медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК) дефектологи определяют пути, средства методы, приемы развития ребенка. Вместе с тем дефектолог может определить речевое недоразвитие (или какие-либо другие нарушения) и предложить мероприятия по его преодолению.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений.

Основными из который являются следующие:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие
  • формирование пространственно-временных отношений
  • формирование представлений о предметах и явлениях
  • формирование элементарных математических представлений
  • коррекция и развитие мелкой моторики
  • умственное развитие
  • нормализация ведущей деятельности возраста и т.д.

Миф о том, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют отклонения психических и физических функциях, не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью.

Специалист

Баражакова Юлия Владимировна, учитель-дефектолог

--К содержанию--


Логопедическое сопровождение

Цели и задачи

Основной целью работы учителей-логопедов является оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями.

В процессе работы специалисты реализуют задачи:

  • коррекция недостатков звукопроизношения;
  • развитие и пополнение словаря;
  • освоение грамматически правильной речи;
  • формирование связной речи;
  • предупреждение нарушений письма и чтения;
  • коррекция нарушений чтения и письма (у детей школьного возраста).

Направления работы:

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • коррекция звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие связной речи и т. д.

Эти направления логопедической работы реализуются на групповых и индивидуальных занятиях.

Результаты работы отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения родителей.

Консультативное направление

Консультативная работа логопеда – это консультирование родителей, воспитателей/учителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно-просветительской работы логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
  • Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Специалисты

Гордеева Софья Андреевна, учитель-логопед

--К содержанию--


Психолого-педагогическое сопровождение

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к психологу

Трудности в учебе

Далеко не всем учеба дается легко, многие учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Это может быть вызвано разными причинами: не очень хорошо развита память, трудно сконцентрировать внимание, быстро приходит чувство усталости, возможно, недостаток мотивации или непонимание того, зачем все это вообще нужно. В ходе консультации мы постараемся определить, в чем причина возникших трудностей в обучении и каким образом это можно исправить, попробуем найти, что и как развивать, чтобы учиться лучше.

Взаимоотношения со сверстниками

Есть люди, которым легко и просто найти общий язык с другими, они легко общаются в любой, даже незнакомой компании. Но есть и те (и их достаточно много), которые испытывают трудности при знакомстве с другими людьми и дискомфортно чувствуют себя, попадая в компанию малознакомых людей. Очень многие ребята далеко не всегда знают, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками, как чувствовать себя легко и свободно в группе ровесников или в классе. С помощью психолога можно развить коммуникативные навыки и найти способы для построения отношений с другими людьми.

Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и теплые отношения между самыми близкими людьми – детьми и родителями. Частые конфликты, ссоры и отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые со временем находят общий язык и пути решения возникших разногласий, а другим, порой, сделать это достаточно трудно. В ходе консультации психолога можно наметить линию построения взаимоотношений в семье. Специалист расскажет ребятам, как научиться понимать своих родителей и их точку зрения, как строить свое общение с ними; поможет родителям услышать и принять собственного ребенка.

Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс – время, когда многие ребята задумываются о будущей профессии и вообще о том, кем бы они хотели быть. Если вы не уверены, каким путем вы хотели бы пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и приблизиться к пониманию того, в какой сфере (или сферах) жизни вы хотите реализоваться.

Саморазвитие и саморегуляция

Наша жизнь очень интересна и многогранна и все время ставит перед нами множество разных задач. Многие из них требуют от нас недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений, а также четкого планирования. Можно развивать память, внимание, воображение, логическое мышление или творческие способности. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. В психологии разработано множество различных технологий, позволяющих развивать различные качества и навыки и умения, а также использовать их согласно поставленным целям.

Специалисты

Разина Елена Владимировна, педагог-психолог

Ольховатова Наталия Борисовна, педагог-психолог

--К содержанию--


Социально-педагогическое сопровождение

Цели и задачи

Основными целями работы социальных педагогов являются:

  • социальная защита прав детей;
  • создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их успешной социализации в обществе;
  • установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;
  • правовое просвещение учащихся, родителей и учителей;
  • формирование и развитие классных коллективов;
  • развитие школьного ученического самоуправления, активизация деятельности детей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • сохранение и приумножение школьных традиций;
  • активное приобщение большего количества учащихся в занятия дополнительного образования.

Специалист

Баражакова Юлия Владимировна, социальный педагог

--К содержанию--